Насколько соответствует национальная политика КР Целям устойчивого развития до 2030 года?

7 August 2020

Цели Устойчивого Развития. Фото: ООН в Кыргызской Республике.

Кыргызская Республика, как и все страны мира, взяла на себя обязательство по достижению целей устойчивого развития (ЦУР) до 2030 года, приводя страновые стратегии и программы развития в соответствии с программой.

ООН приняла глобальные цели ещё в 2015 году сроком до 2030 года. ЦУР состоят из 17 целей, направленных на экономическое развитие, охрану окружающей среды и социальное благополучие через призму пяти основных составляющих. Они ставят в центр людей, планету, процветание, мир и партнерство. 

Каждая цель содержит ряд показателей, которые должны быть достигнуты в течение 15 лет. Для их достижения необходимы совместные усилия правительства, гражданского общества и бизнеса.

Цели в области устойчивого развития являются своеобразным призывом к действию, исходящим от всех стран — бедных, богатых и среднеразвитых. Они нацелены на улучшение благосостояния и защиту нашей планеты. 

Но насколько соответствует национальная политика Кыргызской Республики этой самой программе, которую приняли почти все страны мира?

Цели Устойчивого Развития. Фото: ООН в Кыргызской Республике.

Вот, что выявила быстрая комплексная оценка (БКО), проведенная ПРООН в КР с декабря 2019 года по март 2020 года:

·      13 среднесрочных и долгосрочных программ на государственном уровне (включая отраслевые);

·      10 национальных планов действий по среднесрочному осуществлению программ и стратегий;

·      6 стратегий (включая долгосрочную Стратегию до 2040 года)

·      7 концепций для отраслевых областей развития.

С участием представителей профильных и отраслевых министерств всего было рассмотрено 36 документов по планированию развития, сгруппированных по вышеперечисленным параметрам.

И так, БКО установила соответствие национального стратегического планирования развития в КР целям устойчивого развития на 82%.

Полное соответствие наблюдается по следующим ЦУР:

-  Ликвидация нищеты

- Ликвидация голода

- Здоровье и благополучие

- Обеспечение гендерного равенства

-  Недорогостоящая и чистая энергия

- Инфраструктура и индустриализация

- Сохранение экосистем суши, в которых  глобальные задачи отражены в политике планирования страны. 

Хотелось бы отметить, что наименьшая интеграция обнаружена по ЦУР 10 «Сокращение неравенства внутри страны и между ними», ЦУР 13 «Изменение климата» и ЦУР 17 «Партнерства».

БКО также подчеркнула  вопросы финансирования Повестки 2030 в КР, поскольку они  на страновом уровне является ключевой проблемой с тех пор, как в сентябре 2015 года мировые лидеры приняли Цели устойчивого развития (ЦУР). 

Вместе с тем, отмечается , что способность правительства мобилизовать и эффективно использовать широкий спектр, как источников финансирования, так и финансовые инструменты и стратегии, будет иметь ключевое значение для достижения новой амбициозной повестки дня в области устойчивого развития.

БКО оценила, что в потенциальном финансировании ЦУР в Кыргызской Республике в течение 2008-2017 годов преобладали денежные переводы, которые составляли 42%, за ними следует  государственный бюджет (28%) от общего объема финансирование из всех источников. Официальная помощь в целях развития (ОПР) и прямые иностранные инвестиции (ПИИ) составляли соответственно 12 и 11%, а банковские кредиты из-за рубежа - 7%.

Выводы БКО будут служить информационной базой для планирования совместной работы ПРООН и Группы ООН по ЦУР с правительством КР по улучшению интеграции и финансирования реализации ЦУР в КР в средне-срочной и долго-срочной перспективе.

Правительство КР продемонстрировало полную приверженность осуществлению ЦУР и интеграции в цикл планирования стратегического развития страны.

ПРООН предоставляет техническую экспертизу и консультации государствам-членам ООН с целью выявления пробелов и трудностей в реализации целей устойчивого развития и помогает определить платформы по ускорению выполнения ЦУР – области для эффективной, действенной и прозрачной национальной и местной политики, которые могут стимулировать прогресс по одной или нескольким ЦУР.